Версия для слабовидящих
 
Техника безопасности на уроках физкультуры

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данная инструкция разработана для учеников 1-11 классов.

1.2. Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по физическому воспитанию для школы. Место занятий определяются согласно программному материалу, погодным условиям и задачам урока. 
1.3. Учащиеся допускаются к урокам физической культуры после прохождения профилактического медицинского осмотра и распределяются по трём медицинским группам: 
- основная медицинская группа; 
- подготовительная медицинская группа; 
- специальная медицинская группа. 
1.4. На первых уроках каждого семестра учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности. 
1.5. Учитель физической культуры знакомит с программным материалом данного семестра, с требованиями к уроку, к спортивной форме, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке. 
1.6. В течение учебного процесса проводится текущий инструктаж по ТБ с целью ознакомления со способами предупреждения травм, правилами контроля за выполняемыми тренировочными нагрузками, страховки и самостраховки на уроках физкультуры перед каждым новым разделом программы. 
1.7. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических норм. 
1.8. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию. 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. 

2.1. На переменах учащиеся переодеваются в автономных раздевалках (мужских и женских). 
2.2. Перед началом урока необходимо снять часы, булавки, брошки, кольца и другие украшения, причесать волосы так, чтобы они не мешали занятиям. Ногти должны быть острижены. 
2.3. Урок начинается по звонку с построения. 
2.4. Учащиеся, неготовые к уроку по болезни или другой причине, присутствуют на занятиях в сменной обуви (если урок проводится в зале) . 
2.5. Учащиеся, пришедшие на урок после болезни, допускаются к занятиям только с разрешения врача. 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ. 

3.1. На уроке физической культуры учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. 
3.2. В подготовительной части урока, учащиеся получают сведения о безопасной организации занятий, о приёмах и методах безопасного выполнения упражнений, спортивных занятий. 
3.3. В течении урока учащиеся должны придерживаться следующих правил: 
- не начинать занятия без разрешения учителя; 
- не начинать занятия без разминки; 
- выполнять упражнения на исправных снарядах; 
- не выполнять упражнения без страховки; 
- самовольно покидать место занятий; 
- выполнять другие действия без разрешения учителя; 
- соблюдать правила и нормы поведения; 
- не нарушать требования дисциплины учащихся (не курить в спортивных помещениях и на спортивных площадках, в ОШ не приносить взрывоопасные стреляющие вещества ). 
3.4. В течении урока учащиеся обучаются приёмам и методам страховки и самостраховки при выполнении упражнений. 
3.5. Перед выполнением сложных упражнений выполнять подготовительные, подводящие и специальные упражнения. 
3.6. В случае переутомления или плохого самочувствия учащийся должен прекратить занятия и предварительно уведомив преподавателя обратиться в мед. пункт школы. 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. 

4.1. Урок заканчивается построением, на котором подводятся итоги, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание. 
4.2. Учащиеся организованно, строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам. 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 

5.1. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций: 
- не курить в спортивных раздевалках, на территории школы; 
- не приносить вещества, не распылять их в раздевалках, спортивных помещениях, на территории школы; 
- не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества; 
- не уходить самовольно с урока; 
- не оставаться в раздевалках на время урока; 
- в случаях аварийной ситуации следовать указаниям учителя. 
5.2. В случае аварийной ситуации нужно немедленно сообщить учителю или администрации школы. 
5.3. В случае непредвиденных обстоятельств в спортивном зале, соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания учителя. 



2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ НА ОТКРЫТЫХ СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДКАХ 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 


Состояние спортивной площадки должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Нестандартное оборудование должно быть надёжно закреплено и находиться в исправном состоянии.

К занятиям допускаются учащиеся:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

- быть внимательным при перемещениях по стадиону;

- знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

  1. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

- убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;

- организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

- убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

- под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

- по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

- по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время проведения занятий.

Занятия проводятся на ровном нескользком грунте под руководством учителя физкультуры.

Учитель обязан:

- следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое или систематическое их нарушение.

Учащийся должен:

- внимательно слушать объяснения упражнений и правильно их выполнять;

- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

- выполнять упражнения только на исправном оборудовании;

- при выполнении упражнений потоком соблюдать достаточные интервал и дистанцию;

- быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке: не мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;

- не покидать территорию спортивной площадки без разрешения.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

- организованно покинуть место проведения занятия;

- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

- вымыть с мылом руки.



3. ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ 
ПО РАЗДЕЛУ “ФУТБОЛ”

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 

I. Техническая подготовка. 
II. Тактическая подготовка. 
III. Специальная силовая подготовка. 
1. Развитие прыгучести. 
2. Развитие быстроты. 
3. Развитие реакции. 
К урокам по футболу допускаются учащиеся основной медицинской группы. Занятия проводятся на стадионе и спортивном зале. Учащиеся занимаются на уроках в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических требований и норм. Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют на уроке. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания. 
Занятия проводятся только в присутствии учителя, его помощника. 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. 
На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый класс складывает свои вещи отдельно от другого. Урок начинается по звонку с общего построения. 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА. 
На уроках по футболу учащиеся выполняют нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и семестровые оценки. 
На уроках по футболу учащиеся выполняют следующие требования: 
1. Без разрешения учителя запрещается брать и бросать мячи. 
2. Обязательно выполнять общую и специальную разминку. 
3. При выполнении упражнений с мячами, мяч передавать точно, не резко, по команде учителя останавливать мяч ногой. 
4. Во время работы с мячом быть внимательным, собранным. 
5. Во время учебной игры соблюдать правила, вести себя корректно по отношению к противнику. 
6. Овладевай основными приёмами обращения с мячом на месте и в движении, в облегчённых условиях и при учёте основных тактических правил. 
7. Во время технической тренировки уделяй одинаковое внимание разминке и развитию обеих ног. 
8. Занимайтесь только на хорошо подготовленном поле. 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. 
По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу. После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам, избегая столкновений. 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 

В процессе учёбы предупреждать возникновение аварийных ситуаций: 
-не курить в спортивных помещениях ( раздевалках, зале, тренажёрной комнате); 
- не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества; 
- не уходить самовольно с урока; 
- не оставаться в раздевалках на время урока; 
- в случае аварийных ситуаций следовать указаниям учителя. 


4. ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ 
ПО РАЗДЕЛУ “ГИМНАСТИКА”

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 

1. “Строевые упражнения и передвижения, повороты.” 
2. “Акробатика.” 
3. “Упражнения на гимнастических снарядах.” 
- опорные прыжки через “коня”. 
- упражнения на перекладине. 
- упражнение на брусьях параллельных. 
- упражнение на бревне. 
- лазание по канату. 
- упражнение на шведской стенке. 
К урокам гимнастики допускаются учащиеся основной медицинской группы. Занятия проводятся в зале. Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют в зале в сменной обуви. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания. 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. 

На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый класс складывает свои вещи отдельно от другого. Урок начинается по звонку с общего построения. 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА. 

На уроках по волейболу учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и семестровые оценки. 
При работе с гимнастическими снарядами учащиеся придерживаются следующих требований. 

Перекладина.
В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты. При укладке матов следить, чтобы их поверхность была ровной. При выполнении соскоков снарядов приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая. Не выполнять упражнений без страховки. Не выполнять упражнений с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей. Не заниматься на неисправных и грязных снарядах. 

Опорный прыжок. 
Точно установить снаряд, проверить его исправность. В месте соскока ровно уложить мат. Проверить исправность мостика. Не выполнять упражнения без страховки. 

Канат. 
В месте соскока уложить гимнастический мат. Правильно спускаться вниз по канату. При покраснении кожи или появлении потёртости на ладонях прекратить выполнение упражнения. Не стоять близко к снаряду при выполнении упражнения другими учащимися.

Брусья.
В местах соскоков со снаряда уложить ровно гимнастический мат. Уложить вплотную вокруг снаряда гимнастические маты. Не выполнять сложных акробатических упражнений без страховки. Правильно установить ширину, с учётом индивидуальных данных ( ширина должна приблизительно равняться ширине предплечья). 
Изменяя высоту брусьев, ослабить винты, поднимать одновременно оба конца жердей. Поднимая и опуская жерди, держитесь за жердь, но не за металлическую опору жерди. 
Каждый раз перед выполнением упражнений проверяйте, закреплены ли опорные винты. 

Шведская стенка. 
На одной стенке нельзя находиться одновременно двум учащимся. Нельзя прыгать со снаряда. Следует спускаться донизу. Не выполнять упражнений с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей. 

Бревно.
Вдоль всего снаряда и в месте соскока уложить гимнастические маты. Нельзя на снаряде находиться одновременно двум занимающимся. Выполнять упражнение со страховкой. 
В случае обнаружения неисправности спортивного снаряда, следует прекратить выполнение на нём упражнений и немедленно сообщить учителю. Упражнения на снарядах учащиеся выполняют при страховке учителя. В процессе обучения учащиеся овладевают правилами страховки и самостраховки. 
Самостраховка заключается в способности учащегося: 
а) своевременно прекратить выполнение упражнения в тот момент, когда ученик чувствует, что может упасть, сорваться со снаряда; 
б) способность выполнить упражнение с достаточной амплитудой, в правильном направлении и с необходимым положением тела (его частей) таким образом, чтобы избежать ушибов, падений, травм. 
Умение самостраховаться совершенствуется по мере движения при целенаправленной помощи преподавателя. 


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. 

По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу. После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам, избегая столкновений. 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 

В процессе учёбы предупреждать возникновение аварийных ситуаций: 
1) не курить в спортивных помещениях (раздевалках, зале, тренажёрной комнате, хореографической комнате); 
2) не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества; 
3) не уходить самовольно с урока; 
4) не оставаться в раздевалках на время урока; 
5) в случаях аварийной ситуации следовать указаниям учителя. 




5. Инструктаж для учащихся 1-11 классов 
по разделу “ВОЛЕЙБОЛ” 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 

I. Техническая подготовка. 
II. Тактическая подготовка. 
III. Специальная силовая подготовка. 
1. Развитие прыгучести. 
2. Развитие быстроты. 
3. Развитие реакции. 
К урокам по волейболу допускаются учащиеся основной медицинской группы. Занятия проводятся на стадионе и спортивном зале. Учащиеся занимаются на уроках в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических требований к норме. Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют на уроке. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания. 
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. 
На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый класс складывает свои вещи отдельно от другого. Урок начинается по звонку с общего построения. 
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА. 
На уроках по волейболу учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и семестровые оценки. 
На уроках по волейболу учащиеся обязаны выполнить следующие требования: 
I. Техническая подготовка – индивидуальные и групповые упражнения выполняются после команды учителя: 
- при сигнале о прекращении выполнения упражнения все обязаны взять мячи в руки и выслушать методические указания учителя; 
- выполняют только то упражнение, которое было дано учителем; 
- запрещается бить мяч ногами; 
II. Тактическая подготовка: 
- при учебной двухсторонней игре строго выполнять правила расстановки и перехода; 
- выполнять подачу только после свистка учителя; 
- между упражнениями передавать мяч только под сеткой. 
III. Специальная силовая подготовка: 
- обязательно выполнять общую и специальную разминку; 
- при выполнении специальных силовых упражнений соблюдать необходимую дистанцию и интервал; 
- при выполнении прыжков приземляться на обе ноги на всю стопу. 
На уроках по волейболу учащиеся овладевают методиками самоконтроля. При плохом самочувствии на уроках учащиеся должны прекратить занятия, уведомить учителя и обратиться в медпункт к врачу. 
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. 
По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу. После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам, избегая столкновений. 
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 
В случае аварийной ситуации нужно немедленно сообщить учителю или администрации школы. В случае непредвиденных обстоятельств в спортивном зале, соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания учителя. 




6. ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ 
ПО РАЗДЕЛУ «БАСКЕТБОЛ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 

I. Техническая подготовка. 
II. Тактическая подготовка. 
III. Специальная силовая подготовка. 
1. Развитие прыгучести. 
2. Развитие быстроты. 
3. Развитие реакции. 
1.2. К урокам по волейболу допускаются учащиеся основной медицинской группы.
1.3. Занятия проводятся на стадионе и спортивном зале. 
1.4. Учащиеся занимаются на уроках в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических требований к норме. 
1.5. Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют на уроке. 
1.6. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания. 
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. 
2.1. На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый класс складывает свои вещи отдельно от другого. 
2.2. Урок начинается по звонку с общего построения. 
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА. 
3.1. На уроках по баскетболу учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и семестровые оценки. 
3.2. На уроках по баскетболу учащиеся обязаны выполнить следующие требования: 
Техническая подготовка – индивидуальные и групповые упражнения выполняются после команды учителя: 
- при сигнале о прекращении выполнения упражнения все обязаны взять мячи в руки и выслушать методические указания учителя; 
- выполняют только то упражнение, которое было дано учителем; 
- запрещается бить мяч ногами; 
Тактическая подготовка: 
- при учебной двухсторонней игре строго выполнять правила расстановки и перехода; 
- выполнять подачу только после свистка учителя; 
Специальная силовая подготовка: 
- обязательно выполнять общую и специальную разминку; 
- при выполнении специальных силовых упражнений соблюдать необходимую дистанцию и интервал; 
- при выполнении прыжков приземляться на обе ноги на всю стопу. 
3.3. На уроках по баскетболу учащиеся овладевают методиками самоконтроля. 
При плохом самочувствии на уроках учащиеся должны прекратить занятия, уведомить учителя и обратиться в медпункт к врачу. 
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. 
4.1. По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу. 
4.2. После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам, избегая столкновений. 
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 
5.1. В случае аварийной ситуации нужно немедленно сообщить учителю или администрации школы. 
5.2. В случае непредвиденных обстоятельств в спортивном зале, соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания учителя.



7. ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 
разделы: 
1. Бег на короткие дистанции. 
2. Бег на средние дистанции. 
3. Бег на длинные дистанции. 
4. Метание на дальность (мяч, граната). 
5. Эстафетный бег. 
1.1 К урокам по лёгкой атлетике допускаются учащиеся основной медицинской группы. Занятия проводятся на стадионе и спортивных площадках. 
1.2 Учащиеся занимаются на уроке в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических требований и норм. 
1.3 Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют на уроке. 
1.4 Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания. 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. 

2.1. На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую спортивную форму. 
2.2. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый класс складывает свои вещи отдельно от другого. 
2.3 Урок начинается по звонку с общего построения. 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА. 

3.1. На уроках лёгкой атлетики учащиеся выполняют следующие требования: 
- строго выполнять указания учителя; 
- качественно выполнять ОРУ, специальные и подводящие упражнения, способствующие разогреву и подготовке основных мышц и связок к выполнению основных задач урока. 

Бег на короткие дистанции: 
- при групповом старте бежать только по своей дорожке; 
- исключать резко «стопорящую» остановку. 

Бег на длинные дистанции: 
- при групповом старте первые 200 м бежать только по своей дорожке; 
- не останавливаться сразу после пробегания дистанции, 100 м пройти шагом, выполняя упражнения на восстановление дыхания. 

Метание (мяча, гранаты) на дальность: 
- дистанция между летающим снарядом и основной группой должна быть не менее 3 м; 
- перед метанием посмотрите, нет ли людей в зоне броска; 
- основная группа учащихся находится сзади или слева от метающего; 
- не ловите снаряд стоя ноги вместе; 
- не подавайте снаряд броском; 
- не ловите снаряд низко опущенными кистями рук; 
- не метайте снаряд влажными ладонями. 

Прыжки в длину (с места, с разбега) 
- подкладывайте под пятку обуви резиновые прокладки; 
- тщательно разрыхляйте песок в яме, в месте приземления; 
- не выполняйте прыжки не на ровном, скользком, рыхлом грунте; 
- не приземляйтесь на руки. 
3.2. Не переходите места, на которых идут занятия по метанию, бегу, прыжков. 
3.3. Не оставляйте инвентарь (грабли, лопаты) в местах занятий. 
3.4. на уроках лёгкой атлетики учащиеся овладевают методами самоконтроля 
3.5. При плохом самочувствии на уроке учащиеся должны прекратитьт занятие, уведомить учителя и обратиться в медпункт к врачу. 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. 

4.1 По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу. 
4.2 После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам, избегая столкновений. 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 

В процессе учёбы предупреждать возникновение аварийных ситуаций: 
1) не курить в спортивных помещениях (раздевалках, зале, тренажёрной 
комнате, хореографической комнате); 
2) не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества; 
3) не уходить самовольно с урока; 
4) не оставаться в раздевалках на время урока; 
5) в случаях аварийной ситуации следовать указаниям учителя. 


ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ «ЛЫЖНАЯ ПРОДГОТОВКА»

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны: обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже - 20 °С; травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок; ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

Типичные травмы, ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при требовании от учеников выполнения непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например к спускам с крутых и неровных уклонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т. п.

Причиной травм могут быть: остывание мышц, короткая разминка; утомление, недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика; несоблюдение определенной дистанции на лыжне; наступание на лыжи другого при обгоне. К травмам может привести ошибка учителя физкультуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух групп занимающихся пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

  1. 1.Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

  2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

  3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

Одежда должна защищать от холода и ветра; быть легкой, удобной, не стесняющей движений, но не слишком свободной, чтобы не задевать за ветки кустов и деревьев. Не следует одеваться очень тепло - это приведет к перегреванию и затруднит передвижение в нужном темпе. Совершенно не годятся для занятий по лыжной подготовке теплые куртки с синтетическим верхом. При интенсивном движении лыжник в них потеет и может простудиться. В любую погоду, особенно в ветреную, голова должна быть защищена шерстяной шапочкой, достаточно плотной, закрывающей в случае необходимости уши. На руки следует надеть мягкие кожаные варежки.

Обувь обязательно должна соответствовать размеру ног занимающегося. Если нога в ботинке сильно сжата, то нарушается кровообращение и резко увеличивается возможность обморожения, а в слишком свободной обуви трудно управлять лыжами. Лучше приобрести ботинки на полразмера или на размер больше обычной обуви и надеть по два шерстяных носка - один тонкий, другой потолще.

Лыжи должны соответствовать росту и весу занимающегося. На слишком длинных лыжах трудно выполнять повороты и торможения на спусках, что может привести к падениям и травмам. На слишком коротких лыжах ученик будет «проваливаться» на мягкой лыжне, они будут зарываться в снег, скользящий шаг может стать невозможным.

Лыжные палки должны соответствовать росту занимающегося и стилю, которым он передвигается (классический или коньковый). Так, при классическом ходе используют палки, длина которых обычно на 30 см меньше роста лыжника (т.е. до уровня плеча), при коньковом - на 10-12 см длиннее палок, применяемых при классическом ходе. Слишком короткие палки не позволят сделать сильный толчок, слишком длинные - нарушат технику хода. На палках обязательно должны быть «лапки» или кольца, иначе они будут проваливаться глубоко в снег, что сделает невозможным отталкивание.

Лыжным креплениям следует уделить большое внимание. Неправильная установка креплений на лыжи и их подгонка к ботинкам может стать причиной соскакивания лыж, что чревато падениями и травмами.

Место для занятий необходимо определить заранее и по возможности подготовить: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т. п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него.

На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий при необходимости выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При изучении спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад.

Нельзя выставлять их вперед - при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и при спуске со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее

30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно для занимающегося и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму. Способ безопасного падения заключатся в следующем: перед падением присесть, а затем падать (как бы садясь в снег) назад - в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи нужно развернуть поперек склона. Вставать после падения надо так: подогнуть ноги, опереться на палки и, поставив лыжи поперек склона на ребра, встать.