Версия для слабовидящих

Спортивные игры

Баскетбол

3.jpg

Большой арсенал технических приемов, которые необходимо разучить, чтобы освоить игру, требует от специалистов поиска оптимальных форм и методов обучения. Одним из таких методов является соревновательно-игровой, который рекомендуется применять на стадии закрепления и совершенствования игрового навыка. Так, совершенствовать технику передвижения можно, используя различные соревновательные эстафеты. Для этого в них вводятся беговые упражнения, различные способы передвижения, например, приставными шагами, спиной вперед, вышагивание, повороты, с выполнением прыжка под щитом или остановки в два шага и изменением направления дальнейшего передвижения.


Правила игры

Объясняя школьникам правила игры в баскетбол, начните с самого простого: в баскетбол играют две команды из пяти игроков на поле (остальные находятся в запасе — не более 7 человек от команды, а меняться можно в любое время). Главная цель игры — забросить баскетбольный мяч в корзину команды-соперника и помешать это сделать другой команде.

Обычно весь матч состоит из четырех частей по 10 минут каждая, но поскольку урок физкультуры — всего 40 минут, обычно дается меньшее время для игры. Но по всем правилам перерыв между каждой частью — 2 минуты, а после второй части — 15 минут, и в этом перерыве команды обязаны меняться корзинами. 

Традиционно игра начинается со спорного броска, где капитаны команд отбивают мяч, подкинутый судьей, в сторону своих игроков и корзины противника, чтобы взять начало игры в свои руки.

Важна техника передвижения с мячом по полю: обязательно нужно бежать с мячом, ударяя им в пол, а специально бить по нему ногой или кулаком — это нарушение. Но это еще не все: засчитываются не количество бросков в корзину, а баллы, которые зависят от того, с какого участка баскетбольного поля заброшен мяч. Так за мяч, закинутый в корзину с ближней и средней площадки — 2 очка, далее коричневой «3-х очковой» линии — 3 очка (обычно это расстояние около 7 метров), штрафной — одно.

Правила игры гласят, что команда-победитель — та, что с истечением времени игры набрала наибольшее количество очков. Если в конце игры у команд набралось одинаковое количество баллов, даются дополнительные 5 минут — «овертайм», если за эти пять минут ситуация не изменилась, проводится следующее дополнительное время и так, пока победитель матча не выявится.

В баскетболе нередки нарушения, за которые судья (преподаватель физкультуры) может оштрафовать целую команду и фолы конкретного участника. Если совсем кратко, самые частые нарушения правил у школьников — это:

  • «аут» — когда мяч попадает за ограничительную линию баскетбольной площадки;

  • «пробежка» и «пронос мяча» — один из игроков, который ведет мяч, делает 3 шага подряд, не ударяя при этом мяч рукой об пол, или вовсе бежит с мячом в руках;

  • «нарушение 3-х секунд» — игрок находится более трех секунд под корзиной противника, при этом не владея мячом;

  • «нарушение 5-ти секунд» — игрок с мячом не передает мяч другому игроку или не бросает в корзину противника более пяти секунд;

  • «нарушение 8-ми секунд» — команда в течение восьми секунд не выводит мяч в зону противника;

  • «нарушение 24-х секунд» — команда владеет мячом, но не забрасывает его в зону кольца противника в течение двадцати четырех секунд.

  • «возвращение мяча» — команда при нападении, которая находится в зоне противника, возвращает его обратно в свою тыловую зону — это нарушение.

Конечно, это лишь краткий обзор: здесь перечислены не все официальные правила настоящего баскетбола. Но для того, чтобы ученики смогли играть в эту командную игру в школе и стать ее знатоками — этих знаний будет достаточно.

Перемещения и техника владения мячом

Технику владения мячом можно успешно отрабатывать как в эстафетах, так и в подвижных играх. Сначала добиваются точного выполнения ловли и передач мяча, затем быстрого, и только после этого приступают к выполнению их в условиях, приближенных к соревновательным, где постепенно наращивают сопротивление противника. Для овладения техникой перемещения, характерного для баскетбола, рекомендуются следующие упражнения: разновидности бега с остановкой по сигналу, пятнашки с раздельного старта, эстафеты с разновидностью прыжков, подвижные игры.


Работа с мячом

При отработке и совершенствовании передачи и ловли мяча соревновательным методом используются всевозможные передачи в парах, эстафеты во встречных и параллельных колоннах, кругах и шеренгах.

Примерными заданиями для совершенствования выбивания и вырывания мяча в соревновательных условиях являются парные упражнения: сначала на месте, затем в движении и в сочетании с другими элементами.


Броски в корзину

Броски мяча в кольцо являются наиболее трудоемким элементом техники игры, поэтому для их совершенствования больше всего предлагается игровых заданий. После овладения техникой бросков с места различными способами приступают к шлифовке их в различных условиях, сначала на месте, а затем в движении с комбинацией других элементов.

Во время соревнования или специализированной подвижной игры совершенствование бросков должно проводиться с близких, средних и дальних расстояний и из различных мест площадки, причем в различных вариантах: с места, шагом, после ведения мяча, с поворотом, в прыжке, с остановкой, броском в корзину после передачи мяча, а также при сопротивлении соперника.


Волейбол

4.jpg

При использовании соревновательно-игрового метода совершенствование техники и тактики игры в волейбол осуществляется в тесной взаимосвязи. Совершенствование техники игры в волейбол следует начинать с выполнения в соревновательно-игровой обстановке стоек и перемещений волейболиста. К перемещениям относятся ходьба, бег, прыжки, приставные шаги, остановки, падения с последующим перекатом бедро — спина и др.

Правила игры

В составе каждой из команд до 14 человек, но непосредственно играют только 6. Цель игры – атакующим ударом опустить мяч на корт в зоне противника. Кто из команд будет вводить мяч определяется путем жребия – подбрасывания монетки. Игроки должны хорошо владеть волейбольными техниками, среди которых основными считаются:

  • Подача, осуществляемая с задней линии. Цель – приземлить мяч на поле противника. Играющие используют разные виды подач: под рукой, сверху (topspin), плавающая, прыжковая и другие. Пас – попытка команды правильно отразить подачу противника или другую форму атаки. Причем нужно непросто отразить, а создать угрозу противнику.

  • Атака заключается в забросе мяча на сторону противника. Играющий делает серию подходов, прыгает и касается мяча. В идеале, чтобы контакт с мячом был, когда нападающий находится в прыжке.

  • Блокирование – предотвращение атаки противника, в результате которой мяч остается на стороне атакующей команды. В блок могут быть вовлечены несколько игроков.

  • Dig – способность не допустить мячом касания корта. Иногда игрок в прыжке приземляется на грудь, пытаясь спасти мяч. Но обычно так играют только в помещении, в пляжном волейболе неровная поверхность ограничивает шансы на своевременный контакт руки с мячом.

Как играть в волейбол для начинающих: правила

У большинства людей первое знакомство с волейболом происходит в школе. Учитель делает краткий релиз ключевых положений, поэтому хорошо играет только тот, кто их знает и придерживается.

Ключевые положения:

Играют 2 команды, по 6 человек каждая. Первая тройка (у сетки) атакует, вторая обеспечивает линию защиты. Суть состязания – в перемещении мяча с целью опустить его на пол в зоне соперника.

Мяч нельзя ловить и удерживать, только отбивать руками. Но если отскочит от другой части тела это нарушением не считается. Один спортсмен не может 2 раза подряд дотрагиваться до мяча, исключение – блок.

Начинающим и любителям разрешается принимать подачи нижним приемом, в профессиональном спорте, только верхним.

Играют пока одна из команд не наберет 25 очков. Матчи начинающих состоят из 3-х партий. Победителем становится та команда, которая выиграет 2 партии.

Каждый участник находится в своей зоне. Перемещаются по часовой стрелке после зарабатывания одной из команд очка. Играют в пределах, установленных границ своего поля, выход за пределы или заступ за среднюю линию считаются нарушением, и прибавляют очко сопернику.

Каждой команде из участников взять 2 коротких перерыва (тайм аута) по 30 секунд. Время, как правило, используется, чтобы сделать замену.

Подают одной рукой не позднее чем через 8 секунд после свистка судьи. Если подача совершается до свистка, дается вторая попытка.


Подача и передача мяча

Одним из основных технических приемов в волейболе является передача мяча. Вначале проводят закрепление техники выполнения верхней и нижней передач двумя, а затем одной рукой. Не менее мощным средством нападения в волейболе является подача. Ее совершенствование в соревновательно-игровой обстановке начинается с нижней прямой и боковой подачи, а далее — верхней. Наиболее трудным разделом техники являются нападающие удары, основные из которых — прямой и боковой. При их освоении одновременно начинают отрабатывать блокирование как один из основных способов защиты от нападающего удара.


Тактические действия

Совершенствование тактических действий в нападении и защите происходит параллельно и складывается из индивидуальных и групповых действий. Сюда входит выбор места и целесообразность применения того или иного технического приема в зависимости от создавшейся обстановки.

Наиболее сложными для освоения являются командные тактические действия, которые заключаются во взаимодействии всех игроков команды. Их совершенствование лучше всего проводить в учебных играх, вначале до предела упрощенных, затем с постепенным усложнением.


Системы игры

Различают три системы игры в нападении и две — в защите.

Система игры в нападении отрабатывается в учебных эстафетах или подводящих играх (со второй передачи через игрока передней линии; со второй передачи через игрока задней линии (выходящего); с первой передачи или откидки. Система игры в защите строится «углом вперед» или «углом назад», в зависимости от подготовленности игроков и команды в целом. На определенном этапе подготовки учащиеся применяют ту или иную систему защиты или нападения, закрепляя ее в соревновательно-игровой обстановке.


Футбол

5.jpg

Совершенствование техники игры в футбол с помощью соревновательно-игрового метода необходимо проводить в определенной последовательности: приемы и удары по мячу, остановки, ведения, выбрасывания, овладения мячом, и, наконец, тактические действия в нападении и защите. Удары можно отрабатывать как в игровых эстафетах, так и в подвижных играх. Удары разделяют на удары подъемом — внутренней, средней и внешней частью; стопой — внутренней и внешней сторонами; носком и пяткой. Ведение по прямой и с обводкой предметов внутренней и внешней частью подъема хорошо осваивается в эстафетах (простых или комбинированных).

Отбор или передача мяча, перехват мяча, обманные движения, финты ногами, туловищем, головой могут с успехом отрабатываться в игровых условиях при групповых и командных действиях.

Правила игры в футбол

Основная цель футбольного матча – забить больше голов, чем соперник за 90 минут игрового времени. Поединок делится на две равные половины (каждая по 45 минут). Между таймами есть перерыв на отдых, длительностью не более 15 минут. В футбольном матче одновременно принимают участие 22 игрока, по 11 человек с каждой стороны (1 – голкипер, 10 – полевых). Смотрите какие бывают позиции игроков в футболе. Игра проводиться на травянистом покрытии. Поле должно иметь прямоугольную форму примерного размера 100 на 60 метров. Формы команд должны быть разного цвета, чтобы не путаться. Полное обмундирование игрока включает в себя: футболку, шорты, гетры, бутсы (или другая шипованная обувь). У голкипера должны быть перчатки. Взятие ворот считается законным, когда мяч полностью пересёк линию ворот. Забить гол, как уже упоминалось выше, можно любой частью тела, кроме рук.

Если после 90 минут игры счёт будет равным, то по правилам, в некоторых турнирах (зачастую это кубковые соревнования или финалы), судья добавляет два дополнительных тайма каждый по 15 минут. Если и в экстратаймах победитель не выявлен, пробиваются пенальти (11-и метровые удары). Процедура пенальти в футболе такова: от каждой стороны выбирается по 5 бьющих. Каждый игрок выполняет по одному удару. В том случае, когда счёт после пяти ударов с каждой стороны равный, остальные футболисты, до этого не выполнявшие удар, также участвуют в серии пенальти. Процедура длиться до тех пор, пока не будет выявлен победитель после одинакового количества ударов.

Итак, ещё раз кратко пройдёмся по всем футбольным правилам, и выделим самое основное:

  • Длительность матча: 90 минут (2 тайма по 45 мин.). Между 1-м и 2-м таймами перерыв длительностью не более 15 мин.

  • В каждой команде по 11 футболистов (10 в поле и 1 на воротах). 7 человек разрешается иметь на замене. Всего в аматорских (любительских) соревнованиях команде разрешается проводить 7 замен за поединок.

  • Ворота: длина — 7,32 м., высота – 2.44 м.

  • Мяч круглой формы окружностью 58-61 см. Вес мяча от 410 до 450 грамм.

  • Штрафная площадь. На отметке 11-и метров от центра ворот есть точка (пенальти).

  • При совершении нарушений игрок может получить жёлтую или красную карточку, в зависимости от степени грубости фола. После двух жёлтых горчичников судья сразу показывает красную карточку. Удалённого игрока нельзя заменить.

  • Футбольный матч можно начинать, если в команде есть хотя бы 7 человек на поле.

  • Гол засчитывается, когда мяч полностью пересекает линию ворот.

  • Если мяч уходит за боковую линию – назначается аут. Если мяч ушёл за лицевую линию от игрока защищающей команды, назначается угловой удар.

  • При штрафном или свободном ударе расстояние от мяча до стенки должно быть 9 метров 12 см.

  • При неявке команды на игру, ей автоматически назначается техническое поражение со счётом 3:0.

  • Положение вне игры (офсайд). Трактовка: игрок находиться в положении вне игры, если они расположен ближе к линии ворот, чем мяч, и предпоследний игрок защищающей команды. На своей половине поля футболист не может попасть в офсайд.

Совершенствование тактики

Основной задачей совершенствования тактики является умение творчески применить в игре в зависимости от обстановки индивидуальные, групповые, командные атакующие и оборонительные действия. Успех освоения тактических действий зависит не только от овладения техникой игры, но и от закрепления ее в соревновательно-игровой обстановке. Это относится к умению выбрать позицию, осуществить своевременную передачу и получение мяча. Вначале учащиеся соревнуются без сопротивления со стороны соперника, а по мере освоения техники переходят к вариантам, где соперник начинает оказывать пассивное, а затем и активное сопротивление.

При закреплении тактики групповых действий применяются соревновательные упражнения, где взаимодействуют два и более партнеров посредством передачи мяча в движении без смены и со сменой места, а также участники должны выбрать позиции для осуществления намеченной комбинации.


Пионербол

6.jpg



Правила игры

Игра проводится на открытых или закрытых площадках для волейбола, размеры которых составляют 9х18 м. Поле разделяется пополам при помощи подвешиваемой сетки на высоту 2,00-2,43 м, которая зависит от роста членов команды. Количество участников каждой команды равное и может составлять 6-16, которые отдельно выбирают капитана, принимающего решения. Покрытие площадки для игры должно быть жестким и ровным с нанесенной хорошо видной разметкой на 5 зон для расположения участников команды. Поскольку официальных требований нет, то в некоторых случаях, например, в лагерях, проводят соревнования на песке с применением мягких мячей с целью снижения вероятности травматизма. В игре используется мяч волейбольный, размеры которого в диаметре составляют от 65 до 67 см, а масса – около 0,3 кг. В качестве обшивки допускается натуральная кожа или синтетический материал, который не скользит в руках.

В качестве спортивной формы разрешено использовать футболку, шорты и спортивную обувь (кеды или кроссовки, в зависимости от типа покрытия поля). Игроки должны равномерно заполнить свою сторону поля, чтобы была возможность ловить подачи. Условно половина поля делится на 6 частей, за каждую из которых отвечает один или более игроков. Зависит от количества человек в команде. Капитан на схеме распределяет членов команды, затем создает стратегию.

Стандартная стратегия заключается в равномерном распределении союзников на первой линии вдоль сетки и второй – на дальней зоне. Группы могут меняться местами определенным способом: по часовой стрелке по-другому. Подача и передача Правилами разрешается открытая подача рукой путем подбрасывания мяча вверх, сбоку или снизу. Одновременно обеими руками подавать в пионерболе запрещено.

Броски не засчитываются при заступе игрока за пределы поля, ауте или попадании мяча в сетку. В таких случаях право подающего отдается противникам, подающий меняется. Если было касание рукой сетки и мяч перелетел на половину соперника с соблюдением всех остальных требований, то подача засчитывается.

При пасах партнерам по команде, они могут ловить мяч двумя руками, но не прижимая к корпусу. Допустимо мяч ловить от сетки. Запрещены правилами следующие действия:

  • Двойное касание: подбрасывание и ловля мяча одним и тем же игроком;

  • Пробежка: совершение с мячом в руках более трех шагов подряд;

  • Более трех пасов внутри команды.

Для передачи мяча игра также предусматривает нападающий бросок. Он заключается в выполнении прыжка после совершения двух шагов и перебросе одной или двумя руками мяча на сторону противника. Движения выполняются быстро, бросок по возможности с наибольшей силой. Преимущественно востребован на первой линии.

Нападающие броски допускается делать и с задней линии, но при этом ноги должны находиться в пределах трехметровой линии. Правилами запрещены следующие действия:

  • Заступление за трехметровую линию;

  • Наступание на среднюю линию;

  • Приземление с мячом, то есть, если бросок не был совершен.

Касание сетки мячом не является нарушением.


Блокировка

Пионербол разрешает соперникам защищаться от нападающих подач методом блокировки. Она заключается в поднятии рук выше верхнего края сетки с целью помешать мячу перелететь через нее. Данное действие разрешается только игрокам, которые находятся на первой линии. При этом касание блокирующим соперником мяча не считается за касание командой.

После касания блокирующим игроком мяча команда имеет право на три передачи между друг-другом. Первый удар может совершать блокирующий, это правилами не запрещено.

Не допускается ряд действий:

  • Касание сетки руками.

  • Заступ за среднюю линию на сторону соперника.

  • Отправлять мяч в аут при блокировке.


Зачисление очков

Согласно правил, начисление очков команде происходит:

  • При перебросе мяча соперниками за пределы белой линии разметки поля.

  • При неоднократном попадании мяча в сетку после броска противника: после первого попадания проходит повторная попытка подачи, после второго – начисление очка.

  • Если соперники выполнили более трех пасов, или один из них коснулся мяча два раза подряд после подбрасывания.

  • Противник совершил более трех шагов после того, завладел мячом.

  • Произошло касание ногой мяча игроком-соперником.



Лапта

7.jpg

Правила игры

Участники игры делятся на две, равные по количеству людей, команды. По 5-12 человек (обычно 6). Бросают жребий, по итогам которого одна команда отправляется в «город», а другая – «водит» (то есть, расходится по всему полю). Команда, обосновавшаяся в «городе», начинает игру. Ударом лапты подающий посылает мяч как можно дальше в поле. После чего его задачей является пробежать через площадку за линию «кона» и вернуться назад. Игроки другой команды, «водящие» в поле, ловят летящий от удара лапты мяч (причём, если он будет пойман прямо с лёту, то команды меняются местами, и за пойманный с лёту мяч начисляется 1 очко). После того, как мяч оказался в их руках, главной задачей «одящих» становится «осалить» бегущего через площадку соперника. То есть, метко попасть в него мячом. При этом можно перебрасывать мячик друг другу, выбирая наиболее удачную позицию для прицельного броска (но бегать с мячом в руках нельзя, как и касаться бегуна или мешать его передвижению).

Если игрокам «водящей» команды удалось «осалить» (или «запятнать») бегуна, то они переходят в «город». Если же этого сдать не удаётся, то можно попытаться быстро закинуть мяч в «город», и тогда бегун, не успевший вернуться к своей команде, остаётся за линией «кона» и ждёт следующей возможности сделать это. За чертой «кона», на противоположной стороне от своей команды, бегущий игрок может остаться и сам. В том случае, если он видит, что мяч «водящими» давно пойман, они готовы его «осалить», и пробежать невредимым ему будет слишком трудно. Запрещается бегуну: касаться мячика; выбегать за боковые пределы игровой площадки; возвращаться к своей команде в «город», не побывав за линией «дома» («кона»); покинув «дом» («кон»), передумывать и возвращаться обратно. Если уже решил бежать до «города» – обратной дороги нет. «Осаленный», или же сделавший одно из указанных нарушений бегун выбывает из игры. Вернуть его может следующий подающий: при условии, что «штрафник» сможет на этот раз добежать до «города» не «осаленным». Если же подающий / бегущий смог пробежать от «города» до «кона» и обратно, не будучи «осаленным», то его команде начисляется один балл (на некоторых соревнованиях – 2 балла), а он сам получает возможность ещё раз повторить свой триумф. Во всех прочих случаях, следующий удар лаптой наносит другой игрок команды, становясь заодно и следующим бегуном. И так, пока все не побывают в роли подающего.


Гандбол



Правила игры

Гандбол – энергичный спорт, который преподают во многих школах. В силу возраста мальчики и девочки не могут соревноваться в полном соответствии с уставом, утвержденным для взрослых гандболистов, поэтому тренеры его корректируют, не отходя от основных принципов.

Основные положения:

  1. Размеры поля меньше стандартных 40×20 м, главное, соблюсти соотношение. Количество играющих допускается сокращать с 7 до 5, где 4 школьника играют на всем поле, а один защищает ворота.

  2. В состязаниях побеждает команда, пробившая цель большее количество раз, чем противостоящая команда.

  3. Выбирая мяч для детей в возрасте от 6 до 11 лет, ориентируются на то, чтобы ребенок мог легко захватывать его рукой. Мяч подбирают жесткий и нескользкий.

  4. Играют руками, но допускается отбивание снаряда головой или иными частями туловища, кроме ног, исключение вратарь, он может отразить удар с помощью ног. Если мяч дотронется до стопы гандболистов, бегающих по полю, то владение предоставляется членам противоположной команды.

  5. Играют по 2 временных отрезка с отдыхом в 10 минут, но школьникам необязательно придерживаться этих нормативов. Один тайм с участием детей от 8 лет длится 20 минут, для детей 6-8 лет допускается сокращение на 5 минут, на усмотрение тренера.

Броски

Существует несколько видов бросков, применяемых в зависимости от конкретной ситуации на поле:

  1. Начальный делают в начале 1-го тайма участником, вытянувшим жребий. Во втором периоде начальный бросок выполняет противостоящая команда. Бросок делается из центра. Защищающие игроки должны держаться в 3-х метрах от метателя.

  2. Вбрасывание из-за боковой линии производят члены противоположной команды, игрок которой последним дотронулся до мяча. Вбрасывание назначается, если было зафиксировано пересечение мячом боковой или линии ворот, касание потолка.

  3. Вратарский бросок назначается, когда мяч пересекает внешнюю линию ворот без вмешательства защищающей команды или, когда удар отражен голкипером. Броском вратарь возобновляет ход матча. Он выполняется из любого места в пределах вратарской зоны.

  4. Свободный бросок возобновляет ход соревнования после его прерывания судьями. Свободные броски эквивалентны штрафным ударам в футболе. Когда такой бросок присуждается в конце матча, его обычно выполняют прямым ударам по воротам и иногда получается забить гол.

  5. Семиметровый бросок – это, что-то вроде пенальти в футболе. Удар выполняется за 7-метровой линией, все члены команд, кроме голкипера должны отойти. Вратарь должен соблюдать дистанцию в 3 метра.

Все броски выполняются после свистка (сигнала) судьи.